О порядке ликвидации ЮЛ с момента письменного уведомления ведающего записями в ЕГРЮЛ госоргана

В экономике не только у товаров наличествует завершение их жизненного цикла, такое же наблюдается и у компаний (юридических лиц). Процесс прекращения существования ЮЛ в РФ регламентирован в ст. 63 ГК РФ, определяющей общий порядок процедуры ликвидации и ряде подзаконных актов.

ЮЛ может быть ликвидировано по решению учредителей, суда и регистрирующего органа. Свой пакет оснований наличествует по каждому из этих направлений. Тот, кто принимает решение о ликвидации юридического лица, обязан уведомить в письменной форме госорган, который уполномочен государством вести ЕГРЮЛ и вносить запись о том, что ЮЛ вошло в состояние ликвидационной процедуры.

Процесс ликвидации предусматривает необходимость уведомления налогового органа, это нужно сделать в соответствии с ст. 20 Закона «О госрегистрации ЮЛ и ИП» в 3-хдневный срок. Формы уведомлений указаны в правительственном Постановлении № 439 (2002 г.).
Следует проработать методические разъяснения из приказа ФНС от 2004-го года за № САЭ-3-09/162. Внесенная запись в ЕГРЮЛ вносит ряд запретов на изменение регистрационных параметров и на новые регистрации ЮЛ, в состав учредителей которых входит подвергаемая процедуре ликвидации компания.

Создаваемая при осуществлении ликвидации ликвидационная комиссия должна в соответствии с правительственным постановлением № 863 (2000 г.) уведомить ФСС о том, что она приступила к работе. Как только решением учредителей (иного органа) принято решение о создании ликвидационной комиссии, все управленческие дела ликвидируемой компании переходят к ней.

Следующим шагом является направление в регистрирующий орган подкрепленного заверенными документами уведомления с указанием фактов:

  • образования ликвидационной комиссии ЮЛ;
  • назначения ликвидатора.

Информация о ликвидации компании должна быть доведена до кредиторов, ликвидационная комиссия обязана поместить ее в журнале «Вестник госрегистрации». Из материала кредиторы могут узнать о порядке и сроке заявления финансовых претензий. Кредиторы должны отреагировать заявлением требований в течение 2-х месяцев.

Кроме данного объявления в журнале на ликвидационной комиссии лежит обязанность выявления кредиторов и уведомления их о ликвидации ЮЛ. Кредиторы имеют возможность обратиться в ликвидационную комиссию по вопросу возвращения долга и обратиться в арбитраж с иском признания должника банкротом.

Как только срок предъявления требований от кредиторов закончится еще до начала этапа удовлетворения их финансовых претензий ликвидационная комиссия обязана составить ликвидационный баланс. В нем должны быть:

  • сведения об имуществе ЮЛ;
  • перечень требований кредиторов;
  • информация о результатах их рассмотрения.

При ликвидации ЮЛ требуется выполнить инвентаризацию как имущества, так и обязательств. О том, как ее проводить, можно узнать в специальных Методических указаниях, которые зафиксированы Приказом № 49 (1995 г.) Минфина. Промежуточный баланс должен утвердить тот, кто инициировал процедуру ликвидации. Уведомление о том, что он составлен, вместе с самим промежуточным балансом пересылается регистрирующему органу.

Перед ликвидационной комиссией стоит задача, основываясь на информации ликвидационного баланса выделить источники погашения задолженностей перед кредиторами. Недостаточность денежных средств устраняется путем продажи различного имущества с публичных торгов.

Требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности, которая указана в ст. 64 ГК РФ. Как только расчеты с кредиторами завершатся, ликвидатором составляется окончательный ликвидационный баланс. Он должен быть утвержден тем органом, который инициировал процесс ликвидации. О завершении процесса ликвидатор уведомляет регистрирующий орган. Предоставляет заявку, ликвидационный баланс и платежку, удостоверяющую уплату госпошлины. Последняя точка процедуры ставится внесением записи в ЕГРЮЛ.