Почему идет большая волна недовольства против намерения Правительства решить вопрос выдачи лицензий МЧС через СРО

Правительство РФ решило незамедлительно изменить порядок выдачи лицензий МЧС, на это в отрицательном ключе откликнулись общественные организации (пример, «Опора России») и отдельные крупные участники бизнеса, недовольных набралось довольно много. Чем это их задело?

Ранее компании, получив лицензию МЧС, причем в последнее время бессрочную, оплатив за нее в этом году госпошлину в размере 7,5 тысяч рублей, могли не очень заморачиваться на качестве оказываемых услуг. Практика показывает много проблемных ситуаций, когда работы монтажа, обслуживания сигнализации и прочего оборудования выполнялись формально.

Необходимость вступить в СРО в первую очередь потребует от членов коллективной ответственности за брак в работе и немедленную реакцию на некачественное выполнение услуг со стороны саморегулируемой организации. Реакцию в виде отзыва разрешения, исключения из СРО, что равнозначно закрытию бизнеса.

Почему в СРО существует мгновенная реакция на нарушителей? Дело в том, что имидж бракодела будет автоматически переноситься на других членов саморегулируемого цехового сообщества. Заменяющее лицензию МЧС разрешение на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию оборудования уже не будет носить «вечного», пожизненного, бесрочного «подарка» от государства.

Некоторые бизнесмены возникают «против» еще и потому, что им придется при вступлении в СРО платить более значительные по величине суммы взносов, чем госпошлина в 7,5 тысяч рублей при оформлении лицензии МЧС.

Другая жизнь начнется у всех, кто ранее довольно беззаботно себя чувствовал, решив проблему через лицензирование. Оплатить надо взнос в компенсационный фонд, вступительный взнос, ежемесячные членские взносы.

Потребуется работать с большей интенсивностью, качеством и отдачей, чтобы не подводить других членов саморегулируемой организации, в которую вступил.
На стороне Правительства те силы, которые ясно видят, что такие изменения назрели. Их нельзя откладывать на будущий 2016-й год. Даны все необходимые распоряжения и работа пошла. В ближайшем будущем, если конечно не будет предложена какая-то иная схема совершенствования лицензирования, МЧС внесет изменения в лицензионную схему.

В 2014-м году были созданы структуры лицензирования на уровне субъектов федерации, но они себя не оправдали. Но явились правильными только по одной причине. Они дали возможность понять, что лицензирование, как разрешительная и контролирующаяся система, должна быть двух или даже трехступенчатым процессом.

Тем самым система в саморегулируемой организации строится на получении условий качественной работы всех членов сообщества с правом выдачи действующих на территории всей страны разрешений, а также отзывом их при некачественной работе. Это вторая ступень контроля рабочего процесса.

За работой СРО будет неусыпно наблюдать через свои каналы Министерство чрезвычайных ситуаций. Это первая, главная ступень. Контроль со стороны МЧС важен не меньше, чем внутри СРО. Все должны побаиваться возможных жестких мер: саморегулируемые организации со стороны МЧС, компании и ИП низового звена со стороны саморегулируемых организаций.

Для государства наличие такой системы контроля является наиболее рациональным решением. Причем налицо в схеме рыночная конкурентная составляющая: не будет хотя бы один из членов СРО работать должным образом, потеряет клиентов все СРО по причине потери репутации.

Саморегулируемая составляющая цеховых сообществ с ремесленно-цеховых времен средневековья работает автоматически, нацеливая на качество работы, даже против желания любого из участников процесса.