Об отрицательных моментах в современном процессе лицензирования МЧС и возможных перспективах их устранения

Новый порядок, привязавший МЧС к выдаче пожарной лицензии, был определен в ноябре 2011-го. Правительство РФ зафиксировало его в Постановлении № 957. В нем велась речь об организации процесса лицензирования по отдельным направлениям деятельности.

Два года негатив непродуманности данного шага накапливался и вот в прошлом 2014 году с самого его начала начал действовать отредактированный Регламент МЧС, в котором не было ничего нового за исключением попытки приблизить лицензирование к местным реалиям. Полномочия по лицензированию перешли к местным мчсовским ГУ в регионах.

Считалось, так как убирается удаленность от центра лицензирования, оформление пожарной лицензии МЧС будет проходить с большей эффективностью и оперативностью. Кроме того, родив Регламент МЧС, разработчики предполагали улучшение качества контроля за соблюдением требований лицензий МЧС.

Сразу же проявился ряд отрицательных моментов нового Регламента. Не было четкости построения процесса лицензирования по Новому Регламенту, не было отражено наличие какого-нибудь небольшого переходного периода от старого к новому. В конце концов, и эти недостатки, выражающиеся в несогласованности практики по лицензированию как-то со временем к концу года сгладились путем обкатки.

В целом негатив в лицензировании МЧС при выдаче пожарных лицензий выражается к формальности подходов и в итоге слабом контроле.

Все происходит следующим образом:
Лицензиат подает на рассмотрение в лицензирующий орган ГУ региона пакет документов. Там проверяется, насколько полно представлен пакет и правильно ли заполнена заявка.
Затем все дается на откуп инспекторам. Из ГУ им поступает распоряжение, провести проверку по месту, где будет осуществляться лицензионная деятельность. Конечно, проверяющий выполнит формальную задачу, удостоверит наличие помещения и посчитает оборудование, на котором лицензиат будет работать, выполняя заявленные виды деятельности.

Тщания в выяснении качества выполняемой работы никто не проявляет. По завершении проверки составляется акт соответствия, один экземпляр направляется в адрес лицензирующего органа, другой или даже копия оригинала передается лицензиату. От инспекторов, вернее в ряде случаев от их заинтересованности, зависит положительным или отрицательным будет акт. И то, получит заявитель лицензию МЧС или нет. Отказ выдается с указанием обоснований. Положительное решение или отказ оформляется приказом в течение 1,5 месяца.

В этой схеме является слабым звеном функция инспектора. Вот если бы проверяющий назначался из другого региона, какой-то смысл был бы. Лицензиат при желании может также довольно легко обойти вопросы отсутствия оборудования и наличия квалифицированных сотрудников, требование к сотрудникам по спецобразованию. В Интернете предлагаются услуги на этот счет по кратковременной аренде необходимого оборудования на время проверки и пр.

Правительство РФ знает о пробелах контроля и пытается решить в ближайшем будущем задачу проверенным способом. А именно, качество строительства вышло на новый вполне приемлемый уровень после образования строительных СРО (саморегулируемых организаций).

Исходя из этого опыта процесс выдачи пожарных лицензий МЧС будет изменен. Будут выдаваться не лицензии, а разрешения. И будут их выдавать саморегулируемые контактирующие с МЧС организации. МЧС будет проверять СРО, которым будет делегировано право давать разрешения. Возможно, форма в виде лицензии МЧС за разрешением будет сохранена. Но все, кто ранее получал и работал на основании лицензий МЧС, будут обязаны вступить в СРО.