Аутсорсинг бухгалтерского учёта: за и против

Из года в год неуклонно растёт популярность бухгалтерского аутсорсинга – услуги, при оказании которой бухгалтерские функции компании-заказчика на возмездной основе выполняют специалисты сторонней организации. Многие руководители компаний, задумывающиеся об оптимизации деловых процессов, задают закономерные вопросы: чем хорош бухгалтерский аутсорсинг? Какие недостатки ему свойственны? Развёрнутые ответы на них вы найдёте в этой статье.

Достоинства аутсорсинга бухгалтерского учёта

Одно из основных преимуществ бухгалтерского аутсорсинга – возможность сэкономить средства, которая появляется при его использовании. Руководители компаний, отдавшие бухучёт на аутсорсинг, избавляются от необходимости платить зарплату штатным бухгалтерам и налоги на фонд заработной платы, оснащать бухгалтерские кабинеты мебелью и оборудованием, регулярно отправлять специалистов на курсы повышения квалификации и оплачивать их. Практический опыт показывает: стоимость бухгалтерского аутсорсинга оказывается значительно меньшей, чем объём расходов, перечисленных выше.


При использовании аутсорсинга заказчик услуги может рассчитывать на профессионализм специалистов, которые будут вести бухучёт. Они имеют большой практический опыт, в совершенстве знают нормы отраслевого законодательства. Ведение бухучёта гарантированно будет непрерывным: специалисты, работающие по договору аутсорсинга, не уволятся, не заболеют и не уйдут в отпуск, как это могут сделать штатные бухгалтеры.
При подписании контракта с аутсорсинговой компанией в нём можно зафиксировать все нюансы, имеющие значение для заказчика – периодичность посещения офиса сторонними бухгалтерами, место хранения документов и многие другие.

Минусы бухгалтерского аутсорсинга

Услугу, которой посвящена эта статья – так же, как любую другую – нужно оценивать всесторонне. К сожалению, аутсорсингу бухучёта свойственен ряд недостатков, о которых не стоит забывать:
- учёт, который осуществляет сторонняя компания, может иметь стандартизированный характер, что неприемлемо, если заказчик ведёт необычный, оригинальный бизнес;
- для крупного холдинга бухгалтерский аутсорсинг может оказаться невыгодным;
- существуют критически важные участки бухучёта, которые во избежание потери контроля не рекомендуется отдавать на аутсорсинг;
- некоторые руководители испытывают психологический дискомфорт, если строго с 9 до 18 часов в офисе не находится штатный бухгалтер. Этот недостаток субъективен, но он, тем не менее, существует.

Делаем выбор

Итак, преимущества и недостатки бухгалтерского аутсорсинга известны. Как сделать грамотный выбор в каждом конкретном случае и ответить на вопрос о том, будет ли эта услуга полезной или, наоборот, причинит вред компании? Это резонный вопрос, и, отвечая на него, можно сформулировать несколько рекомендаций:
- если ваш бизнес не отличается оригинальностью (выражаясь иначе, на рынке действует множество ваших конкурентов), бухучёт вполне можно передать на аутсорсинг;
- если ваша компания сравнительно невелика, то аутсорсинг также способен стать удачным выбором.


Отказаться от использования аутсорсинговых услуг следует в случае, если:
- вы представляете крупную (возможно, транснациональную) корпорацию. В таких организациях практически всегда существуют собственные бухгалтерские подразделения, что разумно с самых разных точек зрения;
- вы осуществляете ответственную деятельность (возможно, связанную с тайной) и не считаете допустимым привлекать к ведению бухучёта сторонних специалистов.
Обратите внимание на то, что всегда возможен компромисс. На аутсорсинг можно передать не все, а лишь некоторые функции бухгалтерского учёта – например, те из них, которые не являются критически важными и имеют рутинный характер.

О стоимости услуг можете ознакомиться в разделе Тарифы.

Также читайте описание услуги Бухгалтерский аутсорсинг.

Еще статьи по теме: